Характеристика: секта американского
происхождения, вышедшая из среды баптизма.
История секты: ее основатель -
фермер Вильям Миллер, принадлежавший к одной из баптистских общин в
штате Нью-Йорк. Изучение писания привело Миллера к мысли, что скоро
наступит кончина мира и тысячелетнее царство Христа. Читая восьмую главу
книги пророка Даниила, Миллер принял предсказанные пророком 2300 дней
за годы и путем несложных арифметических действий получил год пришествия
Христа - 1843 год. В 1831 году он выступил с горячей проповедью на эту
тему. Проповедь эта нашла отклик даже в Европе. Но когда подошел 1843
год, Миллер внес небольшую поправку и перенес пришествие Христа на 1844
год, причем точно указал день и месяц, а так же гору в штате Нью-Йорк,
на которую непосредственно должен сойти Христос. В указанный день
последователи Миллера, облачившись в белые одежды, расположились у "горы
суда". После длительного ожидания число сторонников "пророка" резко
сократилось, но многие остались верными ему. Их напряженным состоянием и
ожиданием близкого второго пришествия воспользовались нехристианские
элементы, которые захватили в свои руки власть над этим движением. В
1844 году Георг Сперр издал шесть своих проповедей, в которых отрицал
бессмертие души и трактовал вечные мучения как полное уничтожение
грешников. Тогда же было решено праздновать ветхозаветную субботу вместо
христианского празднования воскресения. В 1945 году Миллер с
последователями были исключены из баптистского союза и создали
организацию адвентистов. Неудача с 1844 годом позже была объяснена тем,
что Христос якобы пришел все-таки, но не на землю, а в небесное
святилище и стал творить "суд исследования", определяя дальнейшую судьбу
умерших и живущих людей. Для этого суда требовалось от 70 до 100 лет,
следовательно, новое пришествие было перенесено на 1932-33 гг., совпадая
в определении срока еврейскими раввинами, которые ждали прихода своего
"Мессии" именно к этим годам. Последнее предсказание пришлось на 1995
год, что также совпало с новыми предсказаниями раввинов.
Доктрина: сгруппировав и
по-своему переосмыслив некоторые места Священного писания, адвентисты
считают, что учение о втором пришествии Христа является центром учения
Нового Завета. Они создали свою концепцию второго пришествия Христа, во
время которого якобы воскреснут сначала только праведники (первое
воскресение), которые с Господом пребудут на небе 1000 лет. В это время
на земле людей не будет, всякое творение человеческое разрушится и
исчезнет. Те из грешников, которые будут жить во время Второго
пришествия, на эту тысячу лет будут заключены в ров до Страшного суда.
сатана будет скован и место его заключения будет разрушенная земля.
Через 1000 лет Христос в третий раз придет на землю, тогда воскреснут
нечестивые (второе воскресение) и сатана будет освобожден на малое
время, чтобы обольщать народы и собрать их на последнюю брань против
Христа, но огонь небесный испепелит их: сатана и нечестивцы будут
уничтожены навсегда - это вторая смерть для них. Очищенная огнем земля
обновится, и ее заселят праведники. Будет новая столица - Новый
Иерусалим, люди будут строить дома, сажать виноградники и жить
счастливой жизнью, пребывая в вечном блаженстве.
Кроме того, во взглядах адвентистов явно
прослеживается влияние иудаизма. В частности, учение о тысячелетнем
царстве Мессии взято из книг раввинов, а учение о трех пришествиях
призвано согласовать иудейское ожидание скорого пришествия Мессии,
который создаст всемирное государство с благоденствующим населением, с
Новозаветным учением о грядущем Втором пришествии Христа во Славе.
Попытка соединить христианство с иудейством не нова: она ведет свое
начало с гностических сект первого столетия христианской эры.
Впоследствии адвентистское понимание Священного
Писания легло в основу учения секты Свидетелей Иеговы, основатель
которой Ч.Рассел был разочаровавшимся адвентистом.